В Казахстане ужесточаются требования к кандидатам в судьи// Талас тынысы № 106 09.09.2015, судья Таласского районного суда Л.Дүкенбаева

Версия для печатиВерсия для печати

В Казахстане ужесточаются требования к кандидатам в судьи.

Президентом страны Н.А. Назарбаевым определены 100 конкретных шагов по пути реализации пяти институциональных реформ, которые являются ответом на глобальные вызовы и Планом Нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. В Плане определены задачи, стоящие перед судами при реализации пяти институциональных реформ.

Рабочей группой Национальной комиссии на сегодня выделены два вектора реформ и один из них - это совершенствование системы отбора судей. 

С развитием общества и быстро изменяющейся обстановкой в мире жизнь требует внесения корректив в общественно-правовые отношения. Не раз говорилось о недостаточно высоком уровне знаний и опыта у кандидатов в судьи, а иногда и об отсутствии профессионализма у действующих судей. А ведь эффективная судебная система — это важнейший критерий развития нации. Об этом, выступая на VI съезде судей в 2013 году, говорил президент страны.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и других установленных законов форм судопроизводства. Судья, согласно конституции Республики Казахстан, при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и закону. Глава государства достаточно четко ставит цели перед судебной системой в вопросах отбора и расстановки кадров, делая акцент на необходимости ужесточения требований к кандидатам в судьи. 

Согласно предложенному Главой государства плану, предлагается поднять для кандидатов в судьи возрастной ценз до 30 лет. В настоящее время этот возраст составляет 25 лет. Предлагается также введение пятилетнего стажа работы кандидата, который непосредственно связан с судопроизводством, это секретари судов, работники прокуратуры и адвокатуры. Перечень данных должностей будет закреплен законодательно.

Также предлагается ввести обязательную целенаправленную подготовку всех судей в магистратуре на базе Института правосудия. При этом, предлагается поддержать рекомендацию ОЭСР о переподчинении этого учебного заведения Верховному суду. В Верховном суде убеждены, что именно специализированное обучение позволит значительно улучшить качество будущих судей.

Будет пересмотрен порядок сдачи квалификационного экзамена. Планируется ввести на законодательном уровне институт рекомендаций, тестирование на знание казахского языка (по аналогии с отбором кандидатов в корпус «А»), усовершенствовать квалификационный экзамен, путем включения кейсов, для оценки способностей к правоприменительной деятельности, а также обязательное психологическое тестирование. Планируется ввести годичный испытательный срок для лиц, рекомендованных на должность судьи.

Рассматривается вопрос введения стажировки на освобожденной основе, с выплатой 70% должностного оклада судьи районного  суда.

В будущем для того, чтобы стать судьей кандидат должен будет пройти сложный отбор. Выглядеть путь к должности судьи будет следующим образом: 21-22 года – получение высшего юридического образования; 22-25 лет – работа в судах (3 года); 25-27 лет – поступление на учебу в Институт; 28-29 лет – участие в конкурсе, назначение на должность судьи с испытательным сроком от 1 года до 3 лет; 30-32 года – Указ Президента о назначении на должность судьи.

Логично предположить, что пройдя такой жесткий отбор, человек будет более ответственно подходить к свой профессии и побоится брать взятки. Кроме того для борьбы со взяточниками, планируется ежегодно проводить анонимные анкетирования судей, работников, заявителей.

Стоит отметить, что, к примеру, в США судейская мантия – достойное завершение адвокатской карьеры. В Европе наиболее распространенной является система конкурсного отбора судей, хотя есть и исключения, как, например отдельные кантоны Швейцарии, где судьи избираются жителями или парламентом. Конкурс открыт для всех кандидатов, имеющих диплом юриста, при соблюдении условий, закрепленных в законе, или же для кандидатов, которые имеют не только ученую степень по праву, но и какой-либо практический опыт. Результаты конкурса позволяют кандидату быть зачисленным либо непосредственно в судейский корпус, либо в соответствующую высшую школу, как это происходит во Франции, Испании, Греции, Нидерландах и Португалии. Страны, не имеющие специализированных школ по подготовке судей (Италия, Австрия, Бельгия или Скандинавские страны), делегируют функции их подготовки и повышения квалификации Высшему совету судей, Министерству юстиции или же самим судебным учреждениям.

На практике судебная реформа, проводимая в Казахстане, скажется на инвестиционной привлекательности страны. Причем не только для иностранных инвесторов, но и для внутренних. Благодаря реформе, инвесторы перестанут опасаться, что суд будет отстаивать интересы сильных и вышестоящих. В каждой отрасли активнее начнет развиваться конкурентная среда, что, в свою очередь, позволит казахстанских товарам выйти на международный рынок.