Версия для печати
«100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства Нурсултана Назарбаева, восприняты обществом как план нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях и представляют собой пути реформ практически в каждом направлении развития страны.
В качестве одной из мер по обеспечению верховенства закона предусмотрено расширение области применения суда с участием присяжных.
Тем самым поставлена точка в споре и жизнеспособности данного института осуществления правосудия. Многие представители правоохранительных органов выражали сомнение в целесообразности существования данного вида судопроизводства, ссылаясь, как правило, на неподготовленность нашего населения к осуществлению правосудия. Прежде всего их беспокоил относительно более высокий процент вынесения судами присяжных оправдательных приговоров, по сравнению с обычными судами.
Существующий опыт рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей убеждает, что непосредственное участие населения в осуществлении правосудия позволило гражданам увидеть работу данной ветви государственной власти изнутри, осознать всю важность и сложность принятия судом решения по конкретному делу. Годы существования специализированных уголовных дел показали, что граждане, принимавшие участие в рассмотрении уголовных дел в качестве присяжных заседателей, прониклись большим уважением к работе судьи и уверовали в справедливость нашего правосудия.
Суд с участием присяжных – это не только гарантированное сочетание всех принципов правосудия, перечисленных в УПК, но и уникальный инструмент, гарантирующий справедливое правосудие на все времена. Поэтому воспринимать его нужно как завоевание демократически развивающегося, свободного общества, как действенный инструмент демократизации общества, главный рычаг и мотиватор улучшения качества досудебного производства, гарантию защиты конституционных прав граждан.