Опыт приходит с годами// газета Знамя труда № 85 от 01.08.2015г. // А.С.Смайлов, председатель апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Жамбылского областного суда

Версия для печатиВерсия для печати
Одна из пяти институциональных реформ касается судебной системы, а именно обеспечения верховенства закона, упрощения доступа граждан к правосудию.
В рамках совершенствования системы отбора судей предусмотрено повышение возрастного ценза с 25 до 30 лет, увеличение стажа – не менее пяти лет работы, связанной с участием в судопроизводстве. Планируется внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии, а затем годичный испытательный срок.
Такие требования, как наличие высшего юридического образования, возраст и стаж по юридической специальности, сдача квалификационного экзамена и так далее, на сегодняшний день являются недостаточными для лиц, впервые назначенных на должность судьи.  
Поэтому следует оценить только положительно повышение возрастного порога для кандидатов в судьи, так как эта должность требует не только безупречного знания законов, но и наличия жизненного опыта. Порой важно увидеть за судебной тяжбой человеческий конфликт, попытаться разрешить его через примирительные процедуры, убедить враждующие стороны апеллировать не к нормам законов, а к канонам жизни, человеческих отношений.
В связи с этим закрепление таких квалификационных требований, как пятилетний стаж участия в судебных процессах, прохождение годичной стажировки в судах с невозможностью совмещать ее с другой трудовой деятельностью, а также установление испытательного срока в один год позволит достичь соответствующего результата – подготовить профессионального, знающего и проверенного временем судью, связавшего как минимум восемь лет своей трудовой деятельности непосредственно с судебной системой.
Учитывая, что специфика работы судей требует кроме профессиональных качеств запаса психологической прочности, необходимо усовершенствовать квалификационный экзамен для оценки способностей к правоприминельной деятельности, а также включить в него обязательное психологическое тестирование.