Судебная медиация

Версия для печатиВерсия для печатиPDFPDF

В апреле месяце 2014 года Верховным Судом Республики Казахстан введен пилотный проект по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи (судебной медиации). Для реализации данного проекта размещено соответствующее положение утвержденное распоряжением  Председателя Верховного Суда Республики Казахстан за № 92 от 11 апреля 2014 года.

УТВЕРЖДЕНО

Распоряжением  Председателя

Верховного Суда

Республики Казахстан

 

 11 апреля 2014 года № 92

 

Положение

о реализации пилотного проекта  по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи

 (судебной медиации)

 

1.Общие положения

  1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Казахстан (далее – ГПК) и Законом Республики Казахстан  от 28 января 2011 года «О медиации» (далее - Законом «О медиации»),определяет цели, задачи и порядокреализации пилотного проекта по внедрению в гражданское судопроизводство примирительных процедур с участием судьи(судебной медиации).

 

2. Понятия, используемые в настоящем Положении

 

  1. В настоящем Положении используются следующие понятия:
  1. судебная медиация – примирительная процедура урегулирования спора (конфликта) между сторонами судебного процесса при содействии судьи, осуществляющего примирительные процедуры;
  2. соглашение об урегулировании спора (конфликта) - письменное соглашение сторон, достигнутое ими в результате судебной медиации.

 

  1. Цель и задачи пилотного проекта

 

3.  Целью  пилотного проектаявляется внедрение в гражданское судопроизводствосудебной медиации посредством урегулирования спора при содействии судьи, осуществляющего примирительные процедуры.

4.  Задачамипо реализации пилотного проекта являются:

1)расширение сферы применения примирительных процедур;

2) уменьшение нагрузки на судей и минимизация издержек участников процессаи судов по рассмотрению и разрешению дел;

3)выявление заинтересованности участников гражданского оборота в несудебном урегулировании конфликтов и споров.

 

4. Принципы проведения пилотного проекта

5.Судебная медиация проводится по соглашению сторон судьей, осуществляющим примирительные процедуры.

6.Судебная медиацияпроводится на основе принципов:

1)добровольности;

2) равноправия сторон медиации;

3) независимости и беспристрастности судьи, осуществляющего примирительные процедуры;

4) недопустимости вмешательства в процедуру медиации;

5)конфиденциальности;

6)соответствия требованиям действующего законодательства.

 

5.Участники пилотного проекта

7.Участниками пилотного проекта являютсярайонные (городские) суды, специализирующиеся на рассмотрении гражданских дел общей юрисдикции, расположенные в областных центрах, а также апелляционные судебные коллегии по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

 

6. Порядок реализации пилотного проекта

 

8.Пилотный проект реализуется по тремосновным направлениям (сегментам): организационному, информационному и образовательному.

9.Организационный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1)открытие кабинетов для проведения примирительных процедур в порядке судебной медиации в судах, принимающих участие в пилотном проекте;  

2) организацию работы судей, осуществляющих примирительные процедуры, председателями апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

10. Информационный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1) размещение на Интернет-ресурсах Верховного и местных судов информациио проведении пилотного проекта по внедрению судебной медиации, а также создание тематических разделов о проведении пилотного проекта на Интернет-ресурсах судов, принимающих участие в пилотном проекте;

2) проведение разъяснительной работы о реализации пилотного проекта по применению примирительных процедур в судах через СМИ, телевидение;

3) создание информационных (дискуссионных) площадок на телевизионных каналах с участиемсудей, в том числе,осуществляющих примирительные процедуры, профессиональных медиаторов, юристов-практиков и ученых;

4) размещение информационных стендов о проведении пилотного проекта по внедрению примирительных процедур в судах.

11.Образовательный сегмент пилотного проекта предусматривает:

1) мероприятия по изучению международного опыта по вопросам применения примирительных процедур в судах, в том числе с участием судьи, осуществляющего примирительные процедуры (судебной медиации);

2)обучение навыкам примирения судей, осуществляющих примирительные процедуры, посредствомсеминаров, тренингов и дистанционного обучения.

 

7.Проведение судебной медиации

 

12. Порядок проведениясудебной медиацииопределяется с учетом требований статей 49, 193, 247, 367 ГПК и нижеследующими правилами: 

1) судья, в производстве которого находится дело, в судах первой или апелляционной инстанции на любой стадии судебного разбирательства выясняет у сторон о возможности проведения судебной медиации;

2) в случае заключения сторонами соглашения о проведении судебной медиации, судья,в производстве которого находится дело,в соответствии с подпунктом 7) статьи 242 ГПК приостанавливает  производство по делу на срок не более десяти дней;

3) на основании определения судьи дело передается посредством автоматизированного распределениясудье, осуществляющему  примирительные процедуры, который с согласия сторон определяет дату и время проведения судебной медиации;

4) судья, осуществляющий примирительные процедуры, при проведении судебной медиациируководствуется нормами, установленными Законом «О медиации» и ГПК, за исключением норм о ведении протокола судебного заседания;

5) судья, осуществляющий примирительные процедуры,  с согласия сторон либо по их ходатайству вправе допустить к участию впримирительных процедурахдругих лиц, если это необходимо для достижения целей судебной медиации;

6) соглашение об урегулировании спора (конфликта), достигнутое сторонами медиации при проведении примирительных процедур, заключается в письменной форме и подписывается сторонами;

7) соглашение должно содержать данные о сторонах судебной медиации, предмете спора (конфликта), судье, осуществляющем примирительные процедуры, а также согласованные сторонами условия соглашения, способы и сроки их исполнения, обязательство сторон о конфиденциальности судебной медиации и последствия их неисполнения или ненадлежащего исполнения;

   8) соглашение сторон об урегулировании спора (конфликта) в порядке судебной медиации, совершенное после подачи апелляционной жалобы, должно быть выражено в письменных заявлениях судье апелляционной инстанции;

9) при достижении сторонами соглашения об урегулировании спора (конфликта) в порядке судебной медиации судья, в производстве которого находится дело, выносит определение, постановление о его утверждении и прекращении производства по делу в соответствии с подпунктом 4-1) статьи 247, статьей 367ГПК;

10) в определении, постановлении об утверждении соглашения об урегулировании спора в порядке судебной медиации и прекращении производства по делу суд указывает о возврате государственной пошлины в соответствии с частью 3 статьи 248 ГПК;

11) если стороны не достигли соглашения в порядке судебной медиации или условия соглашения судом не утверждены, производство по делу возобновляется, и разбирательство дела проводится в общем порядке.

 

 

 

8. Организация проведения пилотного проекта

 

13.Надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан:

1) является координатором пилотного проекта;

2) осуществляет методическое и нормативное обеспечение проведения пилотного проекта;

  1. направляет судам, принимающим участие в пилотном проекте, соответствующие   материалы информационного характера;

4) обобщает информацию, полученную от судов, принимающих участие в пилотном проекте.

14. Ответственность за координацию проведения пилотного проекта в местных судах возлагается на председателей апелляционных судебных коллегий по гражданским и административным делам областных и приравненных к ним судов.

По завершении пилотного проекта координатор представляет
Председателю Верховного Суда отчетную информацию о ее результатах  и предложения о целесообразности внедрения механизмов пилотного проекта во всех судах.

Отзывы и предложения