«По плану нации – на ступеньку меньше»// газета Знамя труда № 84 от 30.07.2015 г.// председатель специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жамбылской области Н.М.Абидов

Версия для печатиВерсия для печати
Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).
Суд первой инстанции – районный суд, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный Суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции.
Существующая у нас система судопроизводства часто становится причиной непонимания со стороны зарубежных коллег. Мировая практика показывает – чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов и для злоупотребления правами. В свете повышения объемов работы, предлагается перераспределение имеющейся штатной численности областных судов, с увеличением числа судей Верховного Суда. Это позволит реализовать все намеченные установки и поручения Главы государства. В настоящее время прорабатываются вопросы ограничения подсудности, ведутся прогнозные расчеты  изменения судебной  нагрузки  и  штатной численности судей.
Ужесточение квалификационных требований и механизмов отбора кандидатов на судейские должности. Обязательная норма – 5 лет стажа участия в судебных процессах. Внедрение системы ситуационных тестов для проверки профессиональных навыков и умений. Кандидаты в судьи будут проходить годичную стажировку в судах с выплатой стипендии. После завершения годичной стажировки судьи будут проходить годичный испытательный период.
Поддержано предложение повысить до 30-ти лет возрастной ценз для кандидатов в судьи.  При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве. Это такие специальности, как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Перечень таких должностей предлагается закрепить законодательно. Срок прохождения стажировки в судах кандидатов  будет увеличен до одного года. Стажировка будет проводиться  на освобождённой основе, с выплатой стипендии. Полная стажировка, с отрывом от основного места работы, позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности.
При таком подходе стажировку будут проходить именно те лица, которые осознанно выбрали для себя дальнейшую работу в качестве судьи. Для них предполагается установить оплату в размере от 50 до 70% должностного оклада судьи.
Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей.
На этих судей будут возложены обязанности судей по рассмотрению административных дел, несложных гражданских и уголовных дел о преступлениях небольшой тяжести.
По истечению испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении их профессиональные качества будут оценены квалификационной комиссией Судебного жюри. Затем они будут представлены Высшему судебному совету для решения вопроса о даче рекомендации для назначения Указом Главы государства на постоянный срок.
Усиление подотчетности судей. Разработка нового «Этического кодекса судей», на основе которого граждане могут обжаловать действия судей в специально созданном Судебном Жюри при Верховном Суде страны.
Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, а также расширяются возможности граждан по обжалованию  действий судьи в Судебное жюри.
Следует отметить, что предлагается создать в составе судебного жюри две самостоятельные комиссии – квалификационную и дисциплинарную. В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы оценки профессионального уровня действующих судей по истечении первых пяти и десяти лет работы, а  также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящем суде. Таким образом, это будут прямые инструменты проверки  профессионального уровня судей.
Внедрение аудиовидеофиксации всех судебных процессов в обязательном порядке. Судья не должен иметь возможностей для приостановки записи или редактирования материалов аудиовидеофиксации. Расширение области применения суда присяжных. Законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным.
Создание отдельного судопроизводства по инвестиционным спорам. Организация в Верховном Суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов.
В Верховном Суде будет создана еще одна коллегия. На нее будет возложена функция по рассмотрению дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Соответствующие изменения уже предусмотрены в проекте Гражданского процессуального кодекса (ГПК). Кроме того, к подсудности новой коллегии предлагается также отнести дела по выборным вопросам, административных дел, поступающих по  кассационным протестам. 
Сокращение участия прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса. Внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс.
Предлагается сохранить обязательное участие прокурора только в следующих случаях – по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства, в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц. Это, например, случаи  массового нарушения трудовых, жилищных  прав граждан, споры с участием трудовых коллективов  и другие. Данные новации направлены на усиление  диспозитивности  гражданского судопроизводства.